Львов диагональный

February 26, 2014

Начну с прописной истины, что Львов - необычайно богатый в историко-культурном отношении город. Можно до бесконечности изучать его архитектурное наследие; эстеты возвращаются в этот город неоднократно, каждый раз ставя перед собой новую тематическую цель, как например, "Львов католический", "Львов австрийский" или даже "Львов гастрономический". Блогеры исходили город вдоль и поперёк, не оставив ни единого ракурса или фасада без фотографий и ни одного аспекта без внимания. Туристы тысячами десантируются каждое утро из автобусов, по номерным знакам которых можно выучить географию СНГ.

А как познакомиться с городом обычному человеку, при этом не утонув в пёстром и бурном потоке информации? Как составить план пребывания, маршрут первого дня, что посмотреть в первую очередь, а что оставить на потом? Конечно, можно для начала заказать обзорную экскурсию, но это ничуть не освобождает от необходимости прикладывать собственные усилия. Во-первых, невероятно сложно одновременно слушать экскурсовода и делать фотографии. Во-вторых, после вечерних возлияний, наутро обычно всё сказанное начисто забывается (а без возлияний - всё равно забывается через день). Много ли вы видели туристов, записывающих экскурсии на диктофон, а после поездки, ещё и воспроизводящих записанное при подведении итогов?

В данном отчёте, мне хочется предложить один из альтернативных способов знакомства с новым городом и протестировать его на примере Львова. Алгоритм действий заключается в следующем.

1. Разыскать хорошие карты. Достаточно двух: подробной транспортной и туристической, желательно панорамной. Последние можно найти далеко не во всех городах, но для Львова таковая составлена (её можно найти, например, на сайте www.capone-online.ru), и мы её будем здесь активно использовать.

2. Отпечатать в мозгу пространственную структуру города, хотя бы для того, чтобы не заблудиться. Достаточно помнить её в самых общих чертах; так, для Львова будет вполне приемлемым вот такое простое описание: "На севере - Замковая гора, на юго-западе - вокзал; у подножия горы располагается компактный исторический центр почти квадратной формы, сложившийся вокруг главной рыночной площади и ограниченный бульварами с западной и восточной стороны. От вокзала к центру можно дойти пешком или доехать трамваем по улице Городоцкой, которая выходит к оперному театру".

3. С помощью карты, определить основные доминанты города (не более дюжины). Запомнить и записать на бумажке их названия (необязательно официальные, но броские и запоминающиеся, состоящие из 1-2 слов), примерное местоположение и отличительные признаки, обеспечивающие узнаваемость на местности (например, красный купол или фигурный фасад). Кто умеет, может нарисовать каждый объект хотя бы схематично.

4. Обнаружить обзорную площадку. В каждом городе найдётся какое-нибудь высокое место, часто специально оборудованное для туристов - это может быть вершина холма, башня, колокольня или даже просто крыша высотного здания. Совершить на неё восхождение следует первым делом - пока много сил. Во Львове несколько таких площадок; мне же известны две: на Замковой горе и на башне ратуши.

5. На обзорной площадке недостаточно просто любоваться панорамой города - иначе все усилия по восхождению себя не оправдают: красивые виды скоро из памяти улетучатся, а панорамные снимки останутся мало о чём говорящими картинками. Необходимо постараться увидеть и определить как можно больше объектов из списка - тогда впечатления закрепятся надолго. Ну а в качестве награды за проделанную работу, можно выбрать наиболее понравившийся сверху квартал и прогулкой туда продолжить знакомство с городом.

Итак, выбираем по карте основные львовские доминанты городского пейзажа. Мой список включил в себя следующие объекты (цифрами они обозначены на приведённых ниже картах).

24. Ратуша

28. Оперный театр

46. Университет

49. Банковская брама

31. Латинский собор

22. Башня Корнякта

19. Доминиканский костёл

27. Монастырь бернардинцев

45. Костёл Марии Магдалены

47. Кафедральный собор св.Юра

Этим списком, естественно, ни львовские доминанты, ни достопримечательности первого порядка не исчерпываются. Есть ещё десяток крупных церквей и важные гражданские объекты такие, как Цитадель, цирк, вокзал, дворец Потоцких и так далее, но ведь на первом свидании мы вынуждены себя ограничивать :)

Вооружившись фотоаппаратом и списком, поднимаемся на Замковую гору. От былого замка там не осталось даже руин, но туристов всё равно видимо-невидимо: посещение смотровой площадки входит в программу всех туров по Львову. В 19 веке на горе был организован городской парк, а в 1869 году поляки соорудили здесь целый курган, посвящённый 300-летию Люблинской унии (австрийские власти почему-то не чинили препятствий такой манифестации чужой для них государственности). На небольшой площадке не протолкнуться, и приходится вставать на цыпочки и держать прибор высоко над головой, чтобы левые люди не попали в кадр. Кстати, у Яндекса есть панорама с этой точки, но на ней видны разве что фигуры любопытных туристов - фотограф явно халтурил.

Фотосессию с высокой точки можно вести двумя способами: делать широкие (панорамные) кадры или же узко направленные, с применением зума. Рассудив, что панорам Львова уже и так тысячи, я выбрал второй способ, фокусируя главное внимание на выбранных нами доминантах. Здесь надо учитывать особенности высотной съёмки: некоторые объекты видны хорошо и полностью, другие же плотно закрыты, и в лучшем случае, от них на кадре остаётся лишь крыши. Пространство кое-где сжимается настолько, что "схлопываются" целые кварталы, и далеко отстоящие друг от друга в реальности объекты могут соседствовать на снимке.

Площадка Замковой горы отличается хорошей обзорностью: к просмотру доступна полная окружность, и деревьями закрыто не так много видов. Как обычно, в нашем рассказе мы будем двигаться по часовой стрелке, отмечая и определяя всё значимое, что попадёт в кадр.

На уже упомянутой панорамной карте Львова, условными линиями я пометил направления каждого снятого кадра, а квадратиками - искомые объекты из списка. Для наглядности, каждый ракурс получил свою букву и имя, а объект - числовую метку, соответствующую легенде карты. Исходная карта невероятно точна, детальна и наглядна, но в силу этого занимает очень много места - только в ширину 2500 пикселей. В качестве компромисса, для общего вида мы используем её уменьшенную копию, а контексты отдельных объектов будем давать врезкой. В сумме, у нас получилось 18 направлений и 23 номерных объекта:

Львов: панорамная карта центра

На первый взгляд, мало что понятно и различимо, но будем постепенно разбираться. Вообще, изучение большого города требует немалых умственных усилий :) Сразу заметно, что далеко не все важные культурно-исторические объекты Львова сосредоточены в его центре; даже из нашего скромного списка, треть избранных доминант оказалась вне пределов исторического центра, а стало быть, и за рамкой карты. К счастью, нашлась ещё одна панорамная схема города. Она сильно уступает первой в точности, зато по охвату её превосходит. Повторим на ней наши дальние направления и объекты №42-48:

Львов: панорамная схема

Теперь всё готово для изложения по существу; начнём с вида на восток.

Диагональ А (азимут 4:00 по циферблату) "Горная"

Восточная диагональ совпадает с направлением холмистой гряды, и обширная зона ландшафтного парка "Знесенье" создаёт впечатление, что мы находимся не в центре огромного города, а где-нибудь в карпатских лесах. Слева высится совершенно необлагороженная Львова гора - следы добычи гипсового камня на ней хорошо заметны, а вот деревянный крест на её вершине едва различим на зелёном фоне. В центре кадра, можно разглядеть тонкий шпиль церкви св.Войцеха (1702, ул.Довбуша, 24).

Здесь стоит отметить вот что. В 90-е годы, большую часть львовских церквей передали униатам из украинской греко-католической церкви (УКГЦ), а те их, естественно, переосвятили, дав новые названия. Возникла чудовищная путаница, ибо старые названия ходят наравне с новыми, и прежнее имя одной церкви часто созвучно новому имени совершенно другой церкви. В нашем журнале, мы историю не переписываем, так что все переименования будем игнорировать.

На дальнем плане справа, выделяется здание, похожее на элеватор (№42, ул.Лычаковская, 175), но на самом деле, это костёл матери божией Остробрамской. Построенный в 1938 году, этот католический костёл выделяется своей высокой (60 м) колокольней в стиле функционализма. Он является безусловной доминантой для всей восточной части города, и вполне заслуживает посещения.

Диагональ Б (азимут 5:30) "Лычаковская"

Почти весь юго-восточный сектор обзора закрыт "зелёнкой", а жаль: в этой части находится исторический район Лычаков, своего рода львовское предместье 19 века. Интересные образцы стиля модерна можно увидеть даже на нашей единственной фотографии, которую удалось снять сквозь кроны деревьев в этом направлении:

Львов: монастырь сакраменток

В фокусе снимка - монастырь сакраменток (№43, ул.Тершаковцев, 11а). Его трёхнефная барочная базилика датируется 1780 годом, а колокольня весьма нестандартным образом совмещена с фасадом.

Диагональ В (азимут 6:30) "Валовая"

Этот ракурс трассирует восточную границу Старого города, проходящую по линии бывших оборонительных валов. Крепостные стены были большей частью разобраны в 19 веке, а на месте рвов проложен бульвар. Тем не менее, в народной памяти сохранились топонимы, связанные с понятием "вал": сам бульвар назывался Губернаторскими валами, а улицы, ограничивающие центр с востока и юга, официально носят имена Подвальная и Валовая. На общем плане этой диагонали, можно поймать в кадр сразу три церкви, стоящие как бы на одной линии (к сожалению, тут у меня немного сбился прицел, и от верхней осталась только часть фасада):

Справа налево: костёл св.Николая (№44, ул.Грушевского, 2), монастырь бернардинцев (№27, пл.Соборная, 3), монастырь босых кармелитов (№11, ул.Винниченко, 20).

Костёл св.Николая был заложен в конце 17 века, и тоже на базе монастыря, принадлежащего ордену тринитариев. В 1745 году, монастырь был распущен, и на его месте образовался обычный приход, для которого здание костёла перестроили в стиле барокко. В 20 веке, костёл стал кафедральным для Львовской епархии УПЦ-МП (пока его не отобрали раскольники из т.н. Киевского патриархата), а обширные монастырские корпуса (на кадре левее) отдали университету.

Ближний к нам, монастырь кармелитов стоит прямо над бульваром. Его диспозицию отражает следующий фрагмент карты (следует иметь в виду, что карта ориентирована на север, а наши снимки направлены противоположно):

Монастырь был построен в 17 веке с внешней стороны городских стен, поэтому он представлял собой самодостаточный оборонительный комплекс, дополнявший систему защиты восточных рубежей города. Даже с боковой стороны, мы безошибочно узнаём барочный стиль костёла; стало быть, он позднее подвергался перестройкам. А его башни-близнецы, согласно источникам, обрели современный вид вообще в 1906 году.

Монастырь бернардинцев - первая из доминант нашего списка, поэтому рассмотрим его чуть подробнее. Монастырь известен с 15 века, и, занимая ключевое местоположение на юго-восточном углу древнего города, постепенно превратился в его главный бастион. Территорию окружали мощные крепостные стены со рвом, стены келий укрепились контрфорсами, а их окна служили бойницами. Над Глинянскими воротами в монастырь и город была сооружена дозорная башня. Копмлекс и по сей день выглядит неприступно (канонический вид с Мытной площади, с фрагментом сохранившихся крепостных стен):

Львов: монастырь бернардинцев

Территория монастыря весьма обширна и включает добрый десяток различных построек:

Его главным элементом является костёл св.Андрея, строившийся двадцать лет (1600-20). Обратите внимание, что колокольня (1734) стоит отдельно от базилики:

Львов: костёл св.Андрея

В восточной половине Старого города много интересного, поэтому сделаем небольшую панораму этой части:

В пространстве от Рыночной до Музейной площади умещаются четыре храма и две башни, которые мы рассмотрим отдельно чуть позже, а на данном снимке нас больше интересует дальний план. Здесь, на небольшом возвышении, виднеется львовская Цитадель - укрепрайон, возведённый австрийцами в 1852-54. Несмотря на солидный размер и укреплённость, Цитадель не стала ареной каких-либо сражений в обеих мировых войнах, а использовалась лишь в качестве казарм. Зато при подавлении восстания 2 ноября 1848 года, отсюда австрийские войска прямой наводкой расстреляли центр города, разрушив его высокие башни и сильно повредив многие исторические здания.

В центре кадра, можно увидеть одну из двух т.н. больших башен Максимилиана. В настоящее время, это внушительное (диаметром 36 метров) сооружение переоборудовано в крутой отель.

Предыдущий ракурс можно разделить на несколько диагоналей. У меня получились три - Г, Д и Е.

Диагональ Г (азимут 7:00) "Пороховая"

Это самое короткое направление, достигающее лишь Пороховой башни на валах. Да и то, её совсем не просто различить на снимке:

Львов: монастырь босых кармелиток

Пороховая башня (№18, ул.Подвальная, 4) входила в систему городских укреплений, будучи возведённой в 1556 году на внешнем кольце оборонного вала. Несмотря на кажущуюся уязвимость, эта трёхэтажная полукруглая в плане башня превосходно сохранилась, и в наше время в ней размещается Дом архитектора.

К Пороховой башне сбоку австрийцы в 1818 году зачем-то пристроили школу. Эту немецкую спецшколу в своё время окончил не кто-нибудь, а Станислав Лем.

Поблизости от монастыря босых кармелитов, разместились такие же кармелитки (№10, ул. Винниченко, 30). На снимке не видно фасада их Сретенского костёла (конец 17 века), зато отлично просматривается крыша в форме латинского креста. На пересечении нефа и трансепта водружён небольшой купол, завершённый луковичной сигнатуркой с крестом. Некоторое представление о его пышном барочном фасаде можно получить по фрагменту карты:

Диагональ Д (азимут 7:15) "Музейная"

Главный фокус здесь - на Музейную площадь с доминиканским костёлом и башней Корнякта (обе - наши "списочные" доминанты):

Монастырь доминиканцев (№19, пл.Музейная, 1) возник на этом месте ещё в 14 веке. Первоначально, монастырь и его костёл были готическими, но в 1749-64 годах на месте прежнего храма был воздвигнут великолепный барочный комплекс, который мы и видим сейчас. Базилика имеет в плане форму креста, прямоугольные притвор и апсиду, но эти особенности меркнут на фоне огромного шарообразного купола, покоящегося на цилиндре основного объёма. Похоже, он даже не уступает куполу самого ватиканского собора. Колокольня была пристроена к костёлу столетием позже, но она совершенно непропорциональна базилике и малозаметна (я даже оставил её за кадром справа).

Обратная картина наблюдается у Успенской церкви православного братства (№22, ул.Подвальная, 9) - здесь колокольня подавляет базилику. Церкви стояли на этом месте ещё со времён средневековья, но, по крайней мере, три из них были уничтожены пожарами. Устояла четвёртая, построенная в 1629 году в стиле ренессанса. Колокольня, она же башня Корнякта по имени её фундатора, появилась раньше церкви - в 1578-м, и совмещала религиозные функции с военными и муниципальными. В 1695-м, она стала ещё выше: был достроен четвёртый ярус и барочного вида шпиль.

За Музейным комплексом виднеются несколько превосходных гражданских зданий эпохи модерна. Особо выделяется дом по адресу Валовая 15, который занимают сразу несколько банков - такое впечатление, что на Украине банков намного больше, чем в Швейцарии.

Мы, однако, не закончили с Музейной площадью - на ней есть ещё много интересного. Десантируемся на площадь:

Фронтальный вид на весь комплекс открывается с улицы Подвальной:

Львов: башня Корнякта

Здесь можно как следует рассмотреть башню Корнякта; балюстрада на верхнем ярусе как бы намекает, что на неё тоже можно подняться. Ещё замечаем интересную особенность Успенской церкви - её апсида венчается таким же куполом, что и главный объём. В правой части кадра, виднеется памятник первопечатнику Ивану Фёдорову, который провёл последние десять лет своей жизни во Львове. Дадим крупный план, тем более, что за памятником находится историческое здание, а перед ним - живая тусовка:

Львов: Королевский арсенал и памятник Ивану Фёдорову

Датировка такая: Королевский арсенал - 1639 год, памятник - 1909-й. Где находилась типография И.Ф. - доподлинно неизвестно.

По левую руку от Успенской церкви, на улицу выступает такой шикарный дом, что трудно пройти мимо:

Это здание кредитного общества "Днестр" (1905). В период 1900-07, по всей Европе прокатился бум капитального строительства. Фундаментальные, богато декорированные здания в стиле модерн возводились для банков, театров, гранд-отелей, доходных и обычных жилых домов. Европейские города приобретали буржуазный лоск, и Львов, как видим, не остался в стороне от этого процесса.

Диагональ Е (азимут 7:30) "Центральная"

Практически на одну линию попадают сразу две наших доминанты - ратуша и Латинский собор:

Львов: ратуша и Латинский собор

За ними виднеется ещё один супер-модерн - книжный магазин на площади Мицкевича, а завершается диагональ куполом библиотеки Академии наук. В 17 веке там размещался монастырь кармелиток обутых, а в 1817 году граф Оссолиньский основал библиотеку, ставшую впоследствии одним из крупнейших польских собраний. После войны, большая часть её фондов переехала во Вроцлав, в ходе эвакуации туда всей польской общины Львова.

Ратуша (№24, пл.Рынок, 1) стоит в центре главной площади Львова со времён получения им магдебургского права в 1357-м. Средневековое здание было полностью перестроено к 1835 году в стиле классицизма, возведена новая башня. Как и положено, на ней установлены часы по сторонам света и оборудована смотровая площадка. С неё тоже открываются качественные обзорные виды, но почему-то туристов наверху не видно.

Сама площадь Рынок с нашей точки не видна, поэтому сразу перейдём к Латинскому собору (№31, пл.Кафедральная, 1), официальное название которого - костёл Успения ПДМ. Он всегда принадлежал католикам, и без перерывов служил кафедральным собором с момента учреждения Львовского архидиоцеза в 1412-м. Точная дата и обстоятельства начала строительства костёла достоверно неизвестны; строился он более ста лет и был завершён лишь к 1493 году. Последующие перестройки изрядно разбавили, но до конца не ликвидировали его первоначальный готический облик. Удивительно, но посреди львовского изобилия барокко и модерна, Успенский костёл остался единственным представителем готики. По всему периметру, базилику окружают многочисленные барочные часовни, но этот факт лучше отражает не наш снимок, а фрагмент панорамной карты:

С плотно застроенных центральных улиц, сложно найти хорошую точку обзора, но, по крайней мере, верхняя часть колокольни видна с проспекта Свободы. Ракурс от памятника Тарасу Шевченко, через фасад старинного Венского кафе:

День 11 мая пришёлся не только на длинные выходные, но ещё и на какой-то городской праздник, поэтому народу на улицах больше обычного. Ещё и погода располагала к прогулкам :)

Диагональ Ё (азимут 7:40) "Иезуитская"

Дома внезапно выяснилось, что я пропустил важнейшую диагональ на иезуитский костёл и далее вдоль улицы Петра Дорошенко:

Но не беда, воспользуемся опцией "звонок другу". Как обычно, выручает лучший энциклопедист всех западных земель, коллега , который тоже посетил Замковую гору и сделал оттуда превосходный репортаж. Дарриус в таких случаях никогда ничего не пропускает, поэтому недостающую фотку тащим из его отчёта:

На переднем плане видим костёл Петра и Павла ордена иезуитов (№29, ул.Театральная, 13). Костёл был построен к 1630 году и стал первым представителем стиля барокко во Львове. Справа от него находится квадрат иезуитского колледжа (сверху видна лишь крыша) - иезуиты всегда включали в свои комплексы учебные заведения и, кроме того, умели вписывать огромные объёмы в тесный городской ландшафт.

Перспективу диагонали замыкает ещё один знаковый львовский храм - монастырь доминиканцев с костёлом св.Марии Магдалены (№45, ул.Бандеры, 10). Костёл строился в те же годы, что и иезуитский (1600-35), но ему повезло меньше. Расположенный вдали от городских стен, монастырь страдал при военных действиях и был пару раз разграблен и сожжён (1648, 1704). В конечном итоге, в 1786-м монастырь пал жертвой секуляризации, статус костёла понизился до приходского, а кельи отошли государству. В советское время, костёл не избежал закрытия (1962), и его здание по причине наличия там роскошного органа передали Львовской филармонии. Дом органной и камерной музыки функционирует здесь до сих пор, несмотря на притязания католической общины.

Трёхнефный, двухбашенный костёл неоднократно перестраивался, но в целом сохранил барочные формы. Применим зум и рассмотрим поближе. Фасад, к сожалению, расположен с другой стороны:

Львов: арсенал Сенявских

Диагональ Ж (азимут 7:45) "Армянская"

Что касается львовских крыш в старом городе, наиболее живописные принадлежат домам квартала между улицами Краковской и Театральной, Армянской и Шевской, углом выходящего на площадь Рынок:

Печные трубы здесь сложены в виде игрушечных домиков, с миниатюрными окошками и светлой черепицей:

По контрасту с ними, крыша иезуитского колледжа на заднем плане абсолютно не интересна.

Перед "печным" кварталом находится Армянская церковь (№17, ул.Армянская, 7), или Успенский кафедральный собор армяно-католических униатов. Сама древняя церковь, построенная ещё в 1370 году в типично армянском стиле, с высоты не видна, и остаётся любоваться лишь её колокольней, возведённой на 200 лет позже. Церковь находится в старом армянском квартале, посетить который следует обязательно ради интереснейшей архитектуры и интерьеров.

Диагональ З (азимут 7:45) "Банковская"

Собственно, это продолжение предыдущей диагонали на другую сторону проспекта Свободы. На его пересечении с улицей акад. Гнатюка находятся т.н. Банковская брама (№49), образованная двумя выдающимися памятниками модерна:

Это один из самых узнаваемых львовских перекрёстков, и пара угловых эркеров, увенчанных куполами наподобие церковных, мажорно выглядит с любого ракурса:

Левый дом (пр.Свободы, 15) предназначался для т.н. Галицкой кредитной кассы и был построен архитектором Ю.Захаревичем в 1891 году вместо снесённого Английского отеля. На аттике у купола размещена скульптурная группа из трёх аллегорических фигур - Бережливости, Земледелия и Промышленности. Первая, с нимбом и факелом, подозрительно похожа на статую Свободы. Сегодня в здании размещается Музей этнографии и художественного промысла АН.

Ансамбль "брамы" сложился не сразу - лишь в 1912 году, на противоположном углу появилось здание для филиала Пражского банка (пр.Свободы, 17), которое спроектировали и оформили чешские же мастера - архитектор М.Блех и скульптор Э.Кодет. Их решение вышло не таким помпезным, как дом напротив, но единства стиля не нарушило. Специалисты смогут увидеть разницу между ранней (неоренессанс и маньеризм) и поздней сецессией - эти здания относятся как раз, соответственно, к нижней и верхней границам преобладания этого стиля в архитектурной моде.

Диагональ И (азимут 7:50) "Университетская"

Сдвинув объектив чуть правее, обозреваем следующую группу домов в северной части Нижних валов:

На переднем плане - последний из крупных храмов Старого центра, церковь Преображения господнего (№16, ул.Краковская, 21). Первоначально, она служила костёлом монастыря отцов-тринитариев, заложенного в 1703 году поблизости от Краковской брамы. Монастырь, однако, просуществовал недолго: как уже упоминалось, австрийский император Иосиф II провёл в 1783-86 секуляризацию, по итогам которой многие монастыри ликвидировались, а их имущество изымалось для государственных нужд. Так, на базе данного монастыря был открыт университет, причём костёл превратился в актовый зал и библиотеку. В результате варварского обстрела 1848 года, здания оказались практически разрушены, и университету оказалось проще передислоцироваться, чем подниматься из руин. Остаток столетия ушёл на восстановление объектов: один из корпусов стал русинским народным домом, а на фундаменте костёла к 1898-му году отстроили новую церковь, но уже не католикам, а униатам. Проект архитектора С.Гавришкевича сочетал в себе черты как классицизма, так и сецессии, поэтому определим стиль Преображенской церкви как эклектику.

К тому же периоду принадлежит и застройка прилегающей части проспекта Свободы - неоренессансные здания Национального музея (1903, дом 20) и универмага "Опера" (1896, дом 27, бывш. отель Belle Vue):

Перспектива предыдущего снимка замыкается главным зданием университета; теперь поднимем объектив чуть выше, чтобы переместить его в центр кадра:

Львов: университет им.И.Франко

Львовский национальный университет им.Ивана Франко (№46, ул.Университетская, 1) был основан в 1784 году, и в честь императора поначалу назывался Иосифинским. Патриотичные львовяне пытаются отодвинуть эту дату на 123 года вглубь истории, чтобы считать свой университет старейшим на Украине, но лично мы не наблюдаем никакой преемственности между иезуитской коллегией "с правами академии", обретёнными на основании какого-то "диплома", подписанного польским королём в 1661-м, и основанным австрийцами (веком позже и с чистого листа) светским высшим учебным заведением.

В 1784-1848, университет размещался в пределах бывшего монастыря тринитариев; в 1849-1920 занимал корпуса другого бывшего монастыря тех же тринитариев (см. костёл св.Николая), пока наконец не переехал на нынешнее место, в здание бывшего парламента (сейма) провинции Галиции и Лодомерии, центром которой Львов являлся при австрийцах. При этом, часть факультетов так и осталась на прежних местах.

Здание сейма (1881, неоренессанс) обращено фасадом к парку, так что на наш снимок попадает его тыльная сторона. Зато видно, как прямо от главного входа готовился к запуску воздушный шар мандаринового цвета - очевидно, по случаю дня города. Приготовления, видимо, были очень тщательными, ибо в небе я его так и не увидел даже к концу прогулки.

Диагональ Й (азимут 8:00) "Театральная"

Следующая диагональ проходит условно вдоль Городоцкой улицы. Условно потому, что эта улица предстаёт в виде не прямой, а ломаной линии. Фокусируясь на купол цирка, справа получаем обзор её двух последних перед оперным театром сегментов:

В кадр здесь попадают сразу три львовских театра: оперный и два драматических, Леси Украинки и Марии Заньковецкой. В советские времена, в крупных украинских городах сложилось обыкновение иметь по два драмтеатра, русский и украинский, с соответствующим репертуаром и аудиторией. До вхождения в состав СССР, предпосылок для формирования русского театра во Львове не было, поэтому в конце 1953 года между Львовом и Одессой произошёл своего рода обмен театрами: в Одессу поехал театр музкомедии, а оттуда во Львов перевели театр Красной армии, получивший имя Л.Украинки и прикрепление к Прикарпатскому военному округу. Своего собственного здания театр так и не получил, и по-прежнему размещается в доме 1908 года постройки (ул.Городоцкая, 36).

Украинский же драмтеатр с самого начала разместился в задуманном как театр монументальном, занимающим целый квартал здании 1842 года (ул. Леси Украинки, 1). Впрочем, в 19 веке это был польский театр Скарбека, а украинским он стал также после войны и также с помощью "импортной" труппы, переселившейся в 1944 году из Запорожья.

Однако, наиболее известным и пафосным является, без сомнения, Оперный театр (№28, просп.Свободы, 28). Проект Большого городского театра на рубеже веков существенно изменил планировку города: протекавшую вдоль Нижних валов речку Полтву замуровали под землю, а на месте её русла разбили бульвар, композиционным завершением которого и стало новое здание. Столь масштабный проект реализовали в рекордные сроки (за три года), и в октябре 1900 года состоялось торжественное открытие театра. Оперным он стал только после вхождения Львова в состав УССР в 1939 году, а в 2000-м получил имя певицы Саломеи Крушельницкой.

Ось нового бульвара немного нарушила геометрию более старых кварталов; на карте видно, что оперный и драматический театры стоят вплотную друг к другу, но под заметным углом:

Оформленный в стиле неоренессанс, львовский оперный по богатству и пышности декора не уступает знаменитому одесскому:

Львов: оперный театр

Его фасад украшен многочисленными барельефами, статуями муз и даже скульптурными группами. Фронтон венчает трио аллегорических фигур - похоже, такова была австро-венгерская традиция декорации общественных зданий. Ещё две "тематические" статуи - Комедии и Трагедии, находим в нишах второго яруса.

Диагональ К (азимут 8:05) "Святоюрская"

Направление на цирк позволяет увидеть ещё две знаковые львовские доминанты. Первая из них - архикафедральный униатский собор св.Юра (№47, ул.Святого Юра, 5). Православная церковь на Святоюрской горе появилась ещё в княжеские времена, и к 18 веку, конечно, обветшала. К тому времени здесь обосновались униаты-василиане, и для организации митрополии им понадобился новый кафедральный собор. Десять лет собирались средства, ещё двадцать шло строительство, но в конечном итоге всё это себя оправдало, ибо в 1762 году появился шедевр архитектуры барокко и рококо:

Львов: собор святого Юра

С 2005 года, резиденция иерархов УГКЦ переместилась в Киев, и статус львовского собора немного понизился - теперь он служит центром Галицкой архиепархии.

Диагональ Л (азимут 8:10) "Елизаветинская"

Вторая доминанта, костёл св.Эльжбеты (№48, пл. Кропивницкого, 1), находится ещё в одном километре дальше Святоюрского комплекса. Неоготический костёл с высоченной (88 м) колокольней был сооружён в 1911 году в память о супруге императора Франца-Иосифа. Злые языки утверждают, что с подачи католиков, архитектор К.Талёвский выбрал место для костёла таким образом, чтобы закрыть вид на униатскую святыню с вокзальной площади - костёл обслуживал, в основном, железнодорожников. Однако, простой взгляд на карту опровергает эту гипотезу.

С Замковой горы, этот костёл виден только с применением максимального зума:

Львов: костёл св.Эльжбеты

Диагональ М (азимут 8:50) "Броварская"

Одну доминанту даже искать не надо - она совсем рядом со смотровой площадкой. Можно подойти к ней совсем близко, правда, наверх залезть не дадут:

львовская телевышка

Львовскую телебашню высотой 192 метра соорудили в 1957 году. Больше ничего примечательного про неё не скажешь, хотя львовяне снова утверждают, что она "стала найвищою вежею України". Не поленился проверить, и вновь патриоты преувеличивают: Донецкая и Одесская (обе 1956 г.) оказались на несколько метров выше.

Ну да ладно. С ракурса на телевышку, мы покидаем исторический центр Львова:

В этом секторе, впрочем, тоже немало старинных монастырей и церквей, но все они расположены прямо под горой, поэтому их не видно. На нашем снимке удаётся определить лишь два значимых объекта: "мавританский" купол бывшей еврейской больницы и бродильно-лагерный цех Львовского пивоваренного завода, узнаваемый по характерным цилиндроконическим танкам.

Диагональ Н (азимут 10:00) "Голосковская"

В северо-западном направлении наконец-то открывается горизонт. Многоэтажный ландшафт микрорайона Малое Голоско за чертой города резко меняется на дачно-лесной, а вдали белеет посёлок Брюховичи:

У подножия горы приютилась церковь св.Параскевы Пятницы (№4, ул.Б.Хмельницкого, 77). Это храм оборонного типа, о чём свидетельствуют крепкая башня-колокольня и окна-бойницы. Пятницкая церковь построена в 1644 году на месте более древнего храма. В ходе реставрации 1908 года, строгое шатровое завершение башни заменили на слегка игривое в виде купола с башенками.

Диагональ О (азимут 12:30) "Малеховская"

Вид на север тоже по-своему красив. Широкий проспект Хмельницкого отделяет жилые массивы от промзоны, а дальний план оживляют перелески, шпили церквушек и рапсовые поля:

За пригородом Малехов, проспект плавно поворачивает на северо-восток и переходит в автостраду М6 Киев-Ужгород. По левую руку, стоят микрорайоны Збоища и Замарстынов, а в центре кадра красуется заброшенный индастриал. Но ярче всего выделяется логотип на стене штаб-квартиры сети супермаркетов. Пикантно, что она разместилась прямо на территории мясокомбината.

Диагональ П (азимут 1:30) "Подзамковая"

Будучи культурным центром, Львов никогда не отличался концентрацией промышленности, поэтому промзоны здесь небольшие и городской ландшафт ни в одном районе не определяют. Одна из таких промзон размещается к северу от Замковой горы, в старинных пригородах Подзамче и Знесенье, и возникла на базе крупной узловой товарной станции Подзамче:

Промзона вовсе не выглядит уныло: производственные корпуса чередуются с кварталами частного сектора, а трубы - с садовыми деревьями. Рядом с цехами (а порой и вместо них) возникают очередные церкви УГКЦ (2000 и 2005, соответственно).

Диагональ Р (азимут 2:20) "Знесенская"

Похожий ландшафт продолжается и дальше к востоку:

Интерес вызывает старинная башня, стоящая на территории завода стеклоизделий. Какова её история и предназначение, выяснить не удалось, хотя викимапия помечает её как водонапорную. В центре кадра виднеется курган с плоской вершиной - это гора Баба (она же Род), на которой в древности находилось языческое капище. Наконец, в правой части кадра видим последнюю на сегодня церковь - Вознесения господнего, давшую название всему этому району. Деревянная церковь стояла на этом месте с начала 17 века, а в 1901 году обветшавший храм перестроили в камне, изменив заодно и стиль на неоготический.

На этом полный круг, и наш обзор вместе с ним, завершился. Надеюсь, что ранее незнакомые со Львовом читатели получили первое, притом положительное впечатление.

Источник

Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему