Учитесь у Иркутска

August 4, 2020

История велосипедизации Иркутска берет свое начало еще в первой половине 2010-х. В те годы отношение к велосипеду как к полноценному транспортному средству у многих в городе вызывало ехидство и пренебрежение. Но к сегодняшнему дню в городе открылась вторая велополоса, для появления которой много сделал руководитель иркутских «Городских проектов» Григорий Скарченко.

Григорий давно думал, как можно реализовать московский опыт велосипедизации. Основной проблемой было даже не скептическое отношение к велосипедам среди горожан, а обыкновенная нехватка денег в городском бюджете. Узнав о нацпроекте «Безопасные и качественные дороги», из которого можно получить финансирование, он увидел возможность изменить ситуацию. Григорий стал налаживать контакты с администрацией города.

Хотя первый год чиновники относились к его предложениям с некоторым недоверием, Григорий смог доказать им, что реализация принципов концепции «Ноль смертей» поможет добиться улучшений. Так в Иркутске появилась первая велодорожка, а между администрацией и Григорием началось сотрудничество по различным вопросам.

Появление новой велополосы отчасти было случайным. Григорий получил список улиц, которые планировалось благоустроить, и среди них была улица Фурье. Ее большой проблемой было то, что парковка на ней никак не контролировалась — машины стояли в несколько рядов и хаотично. Григорий сделал для нее проект с тротуарными спусками, парковками в карманах и обнаружил, что у дороги остается примерно полтора метра, которые можно отдать под велополосу. Городская администрация охотно согласилась. В итоге на улице шириной 9 метров спокойно уместилась проезжая часть, две полосы парковки и велополоса.

Но были и сомневающиеся в том, что велоинфраструктура не перегружает улицу. За неделю до появления разметки подрядчик, который должен был ее наносить, внезапно запротестовал. Он принялся доказывать администрации, что улица станет слишком узкой для проезда машин. Чтобы перейти от теории к практике, он припарковал свой крупный автомобиль, и потерпел неудачу в этом эксперименте. Его машина никак не мешала даже проезжавшим мимо самосвалам — они лишь начинали двигаться медленнее, что тоже очень хорошо.

Другой скептик — местный журналист Александр Гимельштейн — назвал всю реконструкцию улицы бредом и позлорадствовал, что «все сорок пешеходов в час, которые ходят по Фурье, жить без этого не могли». Разумеется, за это время улицу пересекает гораздо больше пешеходов, и теперь «Городские проекты» готовятся к их подсчету (и велосипедистов с машинами), чтобы в будущем подобные благоустройства проводить было проще.

Традиционно не обошлось и без ГИБДД, которое уже на следующий день после открытия велополосы начало разбираться, как она тут вообще оказалась. Впрочем, проблема была не в том, что дорожная полиция против нового явления как такового. ГИБДД интересовало, как администрировать велоинфраструктуру — подобного опыта у местного ведомства нет. Сначала оно даже вынесло предписание, но Григорий уладил конфликт после беседы с заместителем руководителя иркутского ГИБДД. Он объяснил, на основании каких норм появилась велополоса, как докладывать об этом начальству, и договорился о совместном информировании водителей.

Буквально до недавнего времени велополоса была не завершена. На асфальт оставалось нанести только трафареты с велосипедами, но из-за дождливой погоды этого никак не получалось сделать (сейчас они временные). В результате сразу после появления полосы на ней начали парковаться автомобилисты, которые просто не поняли, что это такое. Очередная конфликтная ситуация, которая вновь разрешилась мирно.

Григорий связался с известным иркутским дрифтером Михаилом Кудрявцевым, чтобы узнать, как можно исправить эту проблему. На первый взгляд это выглядит странно, — советоваться о таком с автомобилистом. Но именно Михаил во многом поспособствовал появлению прошлой велополосы в Иркутске. В тот раз он принял позицию велоактивистов, связался с мэром города и попросил им помочь. Проблему с парковкой на новой полосе он посоветовал решить следующим образом: специально поставить несколько машин вдоль буферных зон, чтобы остальные водители ориентировались на них. И это сработало! Помогли также информационные листовки. А чтобы невнимательные водители, которые еще не успели привыкнуть к изменениям, не настроились против них, Григорий договорился с ГИБДД, что первое время нарушителей не будут наказывать.

Развитие велоинфраструктуры в России идет бок о бок со спорами, конфликтами и отторжением. Но в Иркутске удалось выстроить диалог со сторонами, которые традиционно считаются враждебными по отношению к велосипеду: городская администрация, ГИБДД и, конечно же, автомобилисты. Будем смотреть, как пойдет дальше. На будущее уже запланировано несколько велодорожек, одна из которых планируется уже за счет полосы на проезжей части. Все работы будут финансироваться из различных программ, но вечно так продолжаться не может, поэтому иркутские «Городские проекты» попробуют добиться включения велоинфраструктуры в городской бюджет.

Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей
Мы в регионах
Текущий проект

Мы планировали турне по всей России с презентацией книги «100 советов мэру», но нашим планам помешала эпидемия. Пока турне на паузе, мы открыли сайт russia.city4people.ru. На нём можно зарегистрироваться сторонником в своём городе. Во многих городах уже открыты отделения, они поднимают вопросы удобных и безопасных городов и привлекают внимание к местным проблемам.

Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему