О том, как парк High Line стал эталоном современных общественных пространств

9 июля 2013 г.

В первый раз в нью-йоркский парк High Line я попала случайно. Мы шли в район 20-х улиц в арт-галереи, натолкнулись на металлическую лестницу и почему-то решили подняться по ней наверх. В итоге в галереи мы в тот раз так и не попали. High Line - необычный парк, он разбит на бывшей железнодорожной ветке между 34-ой улицей и Мясоразделочным районом. Движение на этом участке остановилось в 1980-х, заброшенная дорога превратилась в злачное место и ее было собирались демонтировать, но благодаря инициативным жителям района перепрофилировали в живописный променад. Парк расположен в 10 метрах над землей, параллельно 10 и 11 авеню, местами проходит через недра бывших промзданий и позволяет заглянуть в чужие окна. У парка много интересных особенностей. Например: в отличие от высотных смотровых площадок, предлагающих панораму города в отрыве от него, с High Line вы смотрите на город, оставаясь внутри него и лишь немного меняя угол зрения. Другая особенность парка не кажется, на первый взгляд, такой уж важной. Дело в том, что он дублирует городские улицы: в обычный парк вы приходите целенаправленно, чтобы погулять, а High Line способен превратить в приятную прогулку рутинный поход из пункта А в пункт В. В будние дни, когда там нет толпы горожан и туристов, это едва ли не быстрее, чем перемещаться понизу - вы теряете пару минут на подъем и спуск, зато экономите время на светофорах. Именно эта нетипичная для парка транзитная функция легла в основу сразу нескольких проектов, которые появились в последнее время - в том, что они сделаны "по мотивам" High Line, нет никаких сомнений.
1. Променад в лондонском районе Nine Elms, архитектурное бюро Erect Architecture и ландшафтное бюро J&L Gibbons. Смысл этого проекта в том, что облагородить набережную Темзы в бывшей промзоне на юго-западе Лондона (самое известное сооружение в этих местах - бывшая электростанция Баттерси, которой вот уже тридцать лет никак не могут найти новое применение). Планируется, что вдоль пешеходной дорожки посадят деревья и всяческие травы, устроят места для посиделок и инсталляции, посвященные истории района. Судя по картинкам, сделано это будет с характерной для англичан экстравагантностью - даже боюсь думать, какой именно исторический сюжет олицетворяет чаепитие кошечки с бараном. Авторы говорят, что хотели создать современный аналог Воксхолл-Гарденз - увеселительного сада, который существовал в этих местах с XVII до середины XIX века, но британский архитектурных критиков не проведешь: они дружно трактуют проект как "наш ответ Хайлайну".
2. Мост через Гаронну, архитектурное бюро OMA Проект моста, который должен соединить старую часть Бордо с новым жилым кварталом разработали в голландском архбюро OMA, которое возглавляет Рэм Колхас (он, кстати, автор учебной программы школы "Стрелка"). Вообще в современной традиции, мост - это архитектурный аттракцион, который должен поражать хитроумием конструкции. А здесь все просто как дважды два. Куратор проекта Климент Бланшет объясняет, что они старались сделать мост, который будет несложным в техническом отношении и лишен "лиризма" - главное тут на форма, а необычная функция. Авторы предлагают использовать мост как общественное пространства. По их замыслу, пространство будет легко трансформироваться, подстраиваясь под разные уличные мероприятия. Если верить картинке, места там будет достаточно даже для устройства уличного фестиваля с цирком шапито. Скорее всего, по мосту также пустят личный и общественный транспорт, но приоритет все равно останется за пешеходами. Проект вынесен на конкурс, финал которого состоится в декабре 2013 года.
3. Мост через Темзу, дизайнер Томас Хизервик Дизайнер-футурист Томас Хизервик знаменит, например, тем, что придумал новую версию двухэтажного лондонского автобуса и факел для прошлогодней лондонской Олимпиады. Один мост по его дизайну в Лондоне уже есть, но там как раз акцент сделан но необычное инженерное решение - чтобы дать проход кораблям, он периодически скатывается в катушку наподобие огромной гусеницы. В новом проекте Хизервика главным будет сад (хотя опоры у моста тоже очень эффектные), в котором, как обещает поддерживающая проект актриса Джоанна Ламли, будут "петь птицы и жужжать пчелы". Кстати, англичане страшные патриоты, и неизменно пишут в своих ландшафтных проектах, что все зеленые насаждения - типичные представители местно флоры. Вот и здесь тоже планируется "чисто английское" разнотравье. Лондонские власти проект одобрили, но финансироваться он должен из независимых источников, так что судьба моста будет зависеть о того, сумеет ли Хизервик найти 60 млн. фунтов, необходимые для постройки.
4. Транспортный коридор для велосипедов, проект архитектурного бюро Exterior Architecture И снова Лондон, правда, в этом поректе под названием Skycycle нет ни зеленых насаждений, ни скамек, ни даже пешеходов - речь идет о создании скоростной трассы для велосипедистов. Но и он идейно близок парку High Line, поскольку бюро Exterior Architecture предлагает задействовать неработающие линии ж/д, проходящие через центральные районы города. Учитывая, что сейчас в Лондоне ежедневно совершается 500 000 велосипедных поездок, к 2020 их число должно вырасти в три раза, а вело-инфраструктура в городе хилая и должную безопасность не обеспечивает, то идея с велосипедным хайвеем кажется очень правильной. Проезд по нему авторы предлагают сделать платным - для этого можно будет использовать транспортную карту Oyster.
Источники: Променад в лондонском районе Nine Elms Мост через Гаронну Мост через Темзу Транспортный коридор для велосипедов Спасибо Анастасии Ромашкевич за статью.
Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему