Каршеринг в Германии

10 декабря 2013 г.
htmlimage-2

БЕРЛИН, Германия. Холодный осенний вечер. 27-летний менеджер Маурисио Сабатер выходит из своего офиса в центре города, запахивает поплотнее пальто и вытаскивает из кармана Айфон. Он ищет самый быстрый способ попасть на деловую встречу в бывшем Восточном Берлине: Маурисио обещал показать одному из своих клиентов заброшенный железнодорожный ангар, который тот хочет переделать под художественную галерею.

Вместо того чтобы вызвать такси, Сабатер запускает приложение, которое через пару секунд сообщает, что в двух кварталах припаркован небольшой хэтчбэк, один из электрических "ситроенов" 350 C-Zero, которые предоставляет своим клиентам компания Multicity. Она принадлежит французскому автоконцерну и предоставляет услуги "каршеринга", то есть краткосрочного проката автомобилей.

В Германии это новый популярный тренд: по данным немецкой ассоциации Bundesverband CarSharing, если в 1997 году услугами краткосрочной аренды автомобилей пользовались только 20 тысяч немцев, то сегодня их число составляет примерно 460 тысяч человек. Крупнейшему мировому экспортеру автомобилей приходится приспосабливаться.

"Каждый день к моим услугам сотни машин," – говорит Маурисио Сабатер, быстро шагая по направлению к району Фризрихсхайн. На пути нам попадается как минимум пять-шесть машин, принадлежащих компаниям краткосрочного проката. По словам Сабатера, который является клиентом всех крупных берлинских компаний каршеринга, он вообще не рассматривает возможность приобретения собственной машины: "Мне не нужна машина. Сегодня в этом нет никакого смысла, особенно в больших городах, где есть масса менее затратных способов передвигаться по городу”.

При краткосрочной аренде Ситроена C-Zero стоимость страховки и обслуживания включается в тариф, который составляет 28 центов в минуту. "Раньше при покупке машины можно было парковаться где угодно, да и страховка была гораздо дешевле, – поясняет Сабатер. – Теперь всё подорожало раза в три. С учетом нынешней ситуации, когда существует столько альтернативных способов передвижения, зачем вообще покупать машину?"

Концерны BMW и Mercedes-Benz тоже пытаются освоить рынок каршеринга: оба автогиганта уже обзавелись компаниями, предоставляющими услуги краткосрочного проката. Mercedes-Benz предлагает машины Smart в Берлине, Кёльне, Гамбурге и Мюнхене через компанию car2go. BMW тоже включился в игру: у его компании DriveNow, имеющей около 157 тысяч постоянных клиентов, можно арендовать самые разные машины, от роскошных кабриолетов Серии 1 и X1 до мини. Каршерингом занялась даже железнодорожная компания Deutsche Bahn, предлагающая в аренду автомобили Fiat 500 и Volkswagen Golf через компанию Flinkster. Поддерживать эту тенденцию можно и по-другому: например, авиакомпания Lufthansa предоставляет своим сотрудникам льготы на краткосрочный прокат, чтобы не тратиться на строительство и содержание парковок.

Хотя компания Multicity открылась в Берлине совсем недавно, с января этого года число ее постоянных клиентов увеличилось в четыре раза и составляет примерно 4,5 тысяч. человек. Как пояснила пресс-секретарь Multicity Джесси Вармал, автопроизводители наконец осознали, что потребитель стал больше задумываться о рациональности и экологичности, и поэтому всё менее охотно приобретает автомобили в собственность.

Типичные клиенты компании каршеринга – люди в возрасте от 25 до 40 лет с образованием выше среднего, которым небезразличны проблемы окружающей среды. Они пользуются краткосрочным прокатом для коротких поездок, обычно арендуют машину менее чем на 24 часа при пробеге от 12 до 62 миль. "Если я выпил в ресторане, я могу оставить машину на парковке", – говорит Сабатер. Идея краткосрочного проката экологичных электромобилей отлично прижилась в Берлине, многие жители которого не расстаются с велосипедом. Всего в Германии около 8 тысяч электромобилей, и ожидается, что к 2020 году их число вырастет до миллиона.
Примерно 30 процентов новых клиентов, начав пользоваться краткосрочным прокатом, продают принадлежащие им автомобили, а среднегодовой пробег тех, кто собственный автомобиль не продал, снижается с 4375 до 2530 миль, то есть на 58 процентов. Надо сказать, что для США с их культом автомобиля и разреженной малоэтажной застройкой столь резкое падение популярности собственных авто характерно в гораздо меньшей степени. Однако в Европе идея прижилась отлично. В Амстердаме транспортный поток в основном состоит из разноцветных велосипедов и арендованных машинок Smart от принадлежащей Mercedes-Benz компании каршеринга car2go. Чемпионами каршеринга в Европе являются Нидерланды, Австрия, Германия и Швейцария.

Михаэль Кундт, возглавляющий Консультационный центр города Вупперталь по экологичному потреблению и производству, говорит, что текущая тенденция будет только усиливаться. "В будущем люди, которые хотят попасть из пункта А в пункт Б, для передвижения будет использовать сочетание велосипеда для коротких поездок, краткосрочного проката авто и общественного транспорта в разных комбинациях ", – говорит он.

Однако в ближайшем будущем, по мнению Кундта, автопроизводителям не о чем беспокоиться. "Доля каршеринга, скорее всего, вырастет, однако это вовсе не обязательно означает сокращение числа личных автомобилей". Сам Кундт по-прежнему владеет машиной для семейных нужд, однако его беспокоит, что она вредит окружающей среде. По мнению исследователя, понадобиться около 50 лет, чтобы число владельцев личных авто ощутимо сократилось. "В конечном итоге, надо, чтобы все автоконцерны нашли инновационные пути развития. Каршеринг это просто промежуточная ступень на пути к еще более современным технологиям".

Оригинал

Спасибо за перевод Ксении Чурматеевой
Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему