Как в Тюмени относятся к электросамокатам

9 декабря 2021 г.

Прокатные электросамокаты от нескольких компаний прошлым летом массово появились на улицах Тюмени. Конечно, это не оставило горожан равнодушными. Наше местное отделение опросило тюменцев, чтобы узнать, как они восприняли нашествие нового двухколёсного транспорта.

Сторонников и противников у этого вида транспорта оказалось примерно поровну. Но абсолютное большинство и сторонников, и противников уверены — чтобы исключить конфликты электросамокатов и пешеходов, нужно развивать инфраструктуру и, прежде всего, сеть обособленных велодорожек и велополос.

Всего было собрано около 400 анкет методом онлайн-анкетирования. Ссылка на анкету распространялась в городских и районных пабликах, домовых чатах, а также через таргетную рекламу (для возраста 60+). Погрешность результатов с 95%-ной вероятностью попадает в диапазоны ±5% для значений, близких к 50%, ±3% для значений, близких к 10% и ±2% для значений, близких к 5%. Значения около 1% статистически не значимы.

Результаты соцопроса показали, с одной стороны, неоднозначное отношение тюменцев к электросамокатам, а с другой — возрастающую популярность этого вида транспорта. 43% тюменцев относятся к появлению электросамокатов на улицах города отрицательно, 37% положительно, и ещё 20% нейтрально. Ни у противников, ни у сторонников электросамокатов нет устойчивого большинства. Это значит, что, как минимум, нужно договариваться и искать общий язык.

Каждый пятый тюменец старше 18 лет уже успел воспользоваться сервисами аренды самокатов. Ещё у 7% есть собственный электросамокат. По 4% опрошенных пользуются электросамокатами (личными и арендными) несколько раз в неделю и чаще. Для тех, кто пользуется электросамокатами часто — это, прежде всего, средство передвижения. Для 5% опрошенных это одно из основных средств передвижения по городу как на небольшие, так и большие расстояния (5–10 км и более).

Согласно опросу, одна из основных причин, по которым горожане не решаются воспользоваться сервисами аренды самокатов, — это опасность травмироваться и травмировать окружающих. Речь идёт, прежде всего, о возможности наезда электросамоката на пешеходов на тротуаре. Более 10% сообщают, что имели личный опыт с наездом электросамоката на человека и только 12% заявляют, что ничего не слышали о столкновении людей на самокатах и пешеходов.

Для исключения конфликтов электросамокатов и пешеходов большинство (64,2%) предлагают увеличить сеть велодорожек и велополос, разделить потоки пешеходов и электросамокатов. Полный запрет на езду в местах с высоким пешеходным трафиком поддерживают 47% тюменцев, от 20 до 29% предлагают запретить электросамокатам ездить по тротуарам в принципе, а от 9 до 13% — ввести полный запрет на электросамокаты. Ограничить скорость на тротуарах предлагают 44,2% опрошенных. Среди них лидирует мнение, что скорость нужно ограничить до 10–15 км/ч. 58% опрошенных считают, что электросамокаты и велосипеды должны подчиняться одинаковым требованиям при езде по тротуарам.

Несмотря на проблемы с безопасностью и инфраструктурой, больше половины тюменцев (54%) считают, что популярность электросамокатов в будущем будет расти. В обратном уверены только 16%. Каждый пятый горожанин «определённо» и «скорее всего» воспользуется кикшерингом следующим летом, ещё почти столько же (19%) не исключают для себя такую возможность, в том числе так ответили 23% из числа тех, кто ранее не пользовался сервисами аренды. 3% опрошенных серьёзно рассматривают возможность приобретения собственного самоката, ещё 12% не исключают такой возможности.

Результаты опроса говорят о том, что электросамокаты — это всерьёз и надолго. Возможно, по мере того, как они будут становиться чем-то обыденным, уровень поляризации мнений о них снизится, возможно даже до нуля. Однако проблема безопасности электросамокатов при езде по тротуарам объективно есть. И её возможно решать как ограничениями (максимальной скорости или запретом на езду в определенных зонах), так и — предпочтительнее — развитием сети обособленных велодорожек.

Регистрируйтесь на сайте нашей Федеральной сети, чтобы проводить исследования в своём городе, предлагать решения городских проблем и требовать урбанистические изменения вместе с единомышленниками!

Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей
Мы в регионах
Текущий проект

Мы планировали турне по всей России с презентацией книги «100 советов мэру», но нашим планам помешала эпидемия. Пока турне на паузе, мы открыли сайт russia.city4people.ru. На нём можно зарегистрироваться сторонником в своём городе. Во многих городах уже открыты отделения, они поднимают вопросы удобных и безопасных городов и привлекают внимание к местным проблемам.

Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему