Защита от пьяного дурака

9 июня 2020 г.

Ужасная авария произошла вчера на Садовом кольце: пьяный Михаил Ефремов разогнался на своём внедорожнике, вылетел на встречку и врезался в фургончик, которым управлял Сергей Захаров. От полученных травм Сергей погиб.

Смертельная авария с участием пьяного Михаила Ефремова попала на видео

Вроде бы виновник очевиден и должен понести наказание — с этим, кажется, согласны все и никто не спорит. Отношение к пьяному вождению другим и быть не может. Но жизнь простого курьера из Рязани уже не вернуть.

Зато можно предотвратить смертельные аварии в будущем. И важно помнить: ни более серьёзные наказания за пьяное вождение, ни алкозамки, которые не дадут завести двигатель без того, чтобы предварительно дунуть в трубочку и показать нулевой результат, не гарантируют того, что абсолютно все водители будут в трезвом уме и ясной памяти. Пьяных водителей станет меньше, но они всё равно останутся.

Значит, помимо этого, нужны и другие меры — инфраструктурные. Неважно, как назвать этот подход — Vision Zero, Safe Systems или «Ноль смертей» — это не изменит сути: все мы люди, все мы допускаем ошибки, и все мы имеем право на жизнь. Даже если человек садится пьяным за руль, это не должно приводить к смерти других.

Основной фактор, влияющий на тяжесть последствий аварии, — это скорость. Это касается как аварий с пешеходами, так и столкновений машин. Высокая скорость снижает скорость реакции, удлиняет тормозной путь, сужает обзор (этот эффект называется туннельным зрением). Всё это вместе и приводит к тяжким последствиям.

Поэтому в городах и занимаются успокоением трафика — как законодательно, снижая допустимое ограничение скорости на улицах вроде Садового кольца до 50 или даже до 30 км/ч, так и инфраструктурно, чтобы разогнаться больше безопасной скорости было попросту невозможно. Сужение полос, антикарманы и выступы тротуаров на перекрёстках, искривление проезжей части, обособление велодорожек между проезжей частью и тротуаром, высадка деревьев — всё это влияет на восприятие улицы, способствует снижению скорости и обеспечению безопасности.


Садовое кольцо — это огромная магистраль, опоясывающая центр Москвы (перед высоткой МИДа его ширина — аж 11 полос). Его ширины хватит даже для того, чтобы, помимо всех упомянутых мер, по его центру проложить трамвайную линию, и ещё останется буферная зона безопасности, где тоже можно высадить деревья. Это не только позволит большему количеству людей быстрее перемещаться по центру города, но и сделает всё Садовое безопаснее. Такая авария будет попросту невозможна. Разогнаться до небезопасных скоростей не получится, а при попытке это сделать худшее, что произойдёт, — пострадает только сам водитель.

В прошлом году ровно это и произошло в норвежском Осло. Ни один человек не погиб на улицах норвежской столицы, кроме сотрудника российского посольства, который ночью на мокрой дороге влетел в ограждение трамвайной остановки. Подход, о котором мы говорим, там применяют давно, и его результаты заметны. И Осло — не единственный город, где применяемые принципы Vision Zero работают, и улицы безопасны для всех: и пешеходов, и велосипедистов, и водителей, и пассажиров. Хельсинки, Париж, Богота, Нью-Йорк — успех программы не зависит от размера города или менталитета. Безопасные улицы безопасны везде.

В Москве этот подход тоже сработает. Кто-то останется жив, а кто-то в одночасье не превратится в убийцу. Начать меняться к лучшему никогда не поздно, и сейчас самое время вспомнить, что нет ничего ценнее человеческой жизни.

Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей
Ноль смертей
Текущий проект

«Городские проекты» объявляют кампанию, целью которой является снижение смертности горожан в дорожно-транспортных происшествиях через принятие комплексных общественно-политических мер в области правил дорожного движения, организации дорожного движения, полномочий муниципалитетов, дорожно-строительных работ, градостроительства и благоустройства, а также автомобилестроения.

Сбор регулярных пожертвований в Самару
Собрано 150 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему